О монашестве и священстве — Отец Иоанн

О монашестве и священстве

Мир или монастырь? О выборе монашеского пути

+++

  Выбор за тебя ни мама, ни духовник, ни я делать не можем. Только сам обдуманно и с молитвой загляни в свое сердце. И не спеши. Нынче, когда люди утратили страх Божий, они часто дерзают попирать свои обеты: и супружеские, и монашеские, и священнические – это знамение времени. И именно поэтому каждый человек ответственен пред Богом и людьми в том, что он избирает. Почитай творение святого Иоанна Златоуста о семье и браке, познакомься и с подвигами монашеской жизни из писаний отцов и вдумайся в то и другое.

+++

  Вопрос выбора жизненного пути – вопрос сугубо личный, и идти по выбранному пути придется не мне, А., но тебе. Вот и нужна твоя решимость. Твоя, а не моя.

+++

  На монашество нужно собственное осмысленное решение.

+++

  Греховное болото и в монастырях для желающих разлито, и с не меньшей трясиной, чем в миру, так что все будет зависеть от тебя. Научившись миновать пагубу в миру, ты не впадешь в нее и во всяком другом месте.

+++

  И в монастыре не все спасаются, и в миру не все погибают.

+++

  Дал тебе Господь дар познать присутствие Свое и не в монастыре. И это должно сказать тебе о том, что не место спасает нас, но дар Божий – благодать Божия.

+++

  Не спеши. Никакого подвешенного состояния нет – никто тебя замуж не гонит, и монастырь от тебя не убежит. А повзрослеешь, и сама сознательно сделаешь выбор и пойдешь на посильный подвиг, а спасаются и в миру, и в монастыре, но и погибель не дремлет и там и тут.

+++

  Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот вам напомню завещание печальника земли русской прп. отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения».

+++

  Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

+++

  Желание твое благое, но с осуществлением спешить не надо. Приезжай сначала в отпуск в монастырь и поживи в нем паломником, не нарушая ничего пока дома и на работе своей. Поживешь в монастыре и посмотришь на монашескую жизнь наяву, а не на книжную. Ведь все меняется: и люди, и нравы. И так несколько раз. Монастырь посмотрит на тебя, а ты – на монастырь. И годам к 25 будешь уж определяться с выбором жизненного пути. А пока молись, и мы о тебе помолимся, и еще обязательно и на монашескую, и на семейную жизнь благословение родительское надо иметь. Поэтому молись о своих близких, чтобы Господь умудрил их.

+++

  Качественность твоего желания нетрудно проверить. Возьми благословение у священника, которому исповедуешься, и у родителей своих и поезжай на Соловки в качестве трудника. Поработай, присмотрись к себе и к монастырскому укладу жизни.

+++

  В монашество по порыву идти нельзя.

О родительском благословении

+++

  Без родительского благословения ни в монастырь идти нельзя, ни семью создавать.

 

Учись монашеству. Советы будущим инокам

+++

  Стремящимся к жизни монашеской нужно испытывать себя: в состоянии ли они понести труды и лишения, какие предстоят насельникам монастырским. Своим малодушием монах мешает благодати Божией помогать ему.

+++

  Принятию монашеского пострига должна предшествовать решимость наша к тому, выраженная не только в уме и сердце, но явленная и самой нашей жизнью. Поэтому не спешите с постригом, но твердою волею к самораспятию трудитесь и живите по-монашески в миру, зная лишь институт, дом и церковь. И, видя ваше произволение, Господь все в свое время устроит. И при желании монашества помысл о женитьбе не возникает.

+++

  Учись, А., монашескому житию. Мы ничего не просим и ни от чего не отказываемся.

+++

  Ты начал постигать чувство одиночества – это хорошо, а в свое время ты еще глубже должен будешь пережить оба эти тяжелые чувства – и одиночество, и оставленность, и, с Божией помощью пережив, преодолеть их. Ведь ты же готовишься к монашеству, а в программу монашеской школы эти уроки входят обязательно. А цель, к которой мы стремимся, ‒ как можно полнее быть с Богом, а как – это Господь устроит…

+++

  В жизни еще и не раз будешь поставлен не между трех огней, а весь окунешься в него. Монашеская душа лепится из плотяной, но должна стать камнем – адамантом.

+++

  Господь с нами, ведь ты это чувствуешь. Так что пока занимайся спокойно своими делами, и дело будет спориться, оттого что ты спокойно уповаешь на Бога и своих планов не строишь. Ведь мы с тобой готовимся к монашеству, а это значит принять волю Божию без всякого вмешательства своих рассуждений. И монашество придет там и так, как благословит Господь. Ты не измышляй и не загадывай. Я ведь к этому давно тебя приучаю.

+++

  Уже не раз мы говорили о том, что, принимая монашество – в редакции ли, в Лавре ли, ‒ ты перестаешь быть А. и перестаешь всецело принадлежать семье своей и близким, и в любой момент может быть благословение на труды в местах, для тебя неожиданных и отдаленных. Надо это знать и надо иметь решимость принять все, что пошлет Господь.

+++

  Монашества хотела, вот и учись теперь монашеству. Чувство одиночества и оставленности всеми входит в курс обучения.

+++

  О монашестве думы отложите, монах в душе вашей только зарождается в этой напряженной кутерьме послушания. Но если принять постриг сейчас, вы замучаете себя унынием и ропотом из-за невозможности соответствовать внешнему деланию монашескому. Дорогой отец А.! Вы уже вступили на путь делания монашеских обетов, и они приведут вас в свое время, как к завершающему этапу, к принятию обетов монашеских, которые уже врастут в душу заранее. Опять и опять говорю – не спешите!

 

Жизнь – Христос, и смерть – приобретение. О главном для монаха

+++

  Монашество – это дело всей жизни. С самого начала и до конца монашествующий с Божией помощью познает себя и душу свою. И чаще это не весьма приятные для него открытия. А конечный результат ‒ во власти Божией, и оценка от Бога не наших достоинств, а нашего произволения к очищению души. Ты сама хоть один день поживи, наблюдая, что порождает твое сердце, может, тогда поймешь, какой подвиг предлежит монаху.

+++

  Монашество – это ведь не только черные одежды, но в первую очередь – сокровенный в сердце человек. А одежды – это внешнее и не всегда выражают суть.

+++

  Монашеская жизнь подобна жизни в раю первых людей Адама и Евы, которым была дана одна-единственная заповедь – заповедь о послушании. Монашеское послушание включает в себя все заповеди – ветхозаветные и евангельские.

+++

Монашество – это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины. Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех – это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание.

+++

  Монах – значит один, тот, кто, переступив порог монастыря, дал обеты послушания, нестяжания и целомудрия.

+++

  Совершенство в христианской жизни есть главное дело всякого монашествующего.

+++

  Молитва – главное и основное делание монашествующих.

+++

  Ныне время особое, только скорби, болезни и беды ходатайствуют о нашем спасении. А монашеское делание будет успешно только в том случае, если усвоим мы, что скорбей желать надо всем своим внутренним существом, не искать, но желать, как дара Божия – вразумительного, воспитательного и в конечном итоге спасительного. Слова Спасителя ведь не только к Нему относятся: «подобает пострадати… убиену быти» (Мф. 16, 21). Как только достигнем меры «жажды прискорбностей» ‒ так и поймем, что начинается истинная духовная жизнь, а не играние в нее, или, вернее, недалекие подступы к ней.

+++

  Монахам болеть положено, и многие идут этим путем, но не все доживают до осознанного желания благодарить Бога за дарование такого пути ко спасению. Монахи подлечиваются, но главное – верой предают себя воле Божией и обретают покой, когда бывает благое лечение, и, когда плохое, тоже видят в этом Промысл Божий, а значит – это хорошо.

+++

  Самое главное в духовной жизни монастыря есть четкое и предельно ясное знание, куда мы пришли и зачем пришли. Только ответственное отношение к делу своего спасения каждого насельника и паломника может создать здоровый монастырский климат в обители.

+++

Важнейшим залогом долголетия, твердости и неприступности иноческой обители, ее защиты от видимых и невидимых врагов служит не богатство, не крепость стен монастырских, а главным образом внутреннее благоустройство самой жизни иноков и молитвенное горение каждого из них в отдельности.

+++

  Монашеский труд – на всю жизнь, а когда даст Господь и даст ли утешение, Ему Одному ведомо. Наше дело – терпеливо терпеть и смиренно смиряться.

+++

  Монашество – передовой отряд христианства.

+++

  Насчет болящей женщины, прилепившейся к вам, будьте поосторожнее, чтобы она не связывала вашей внутренней свободы. Поосторожнее сокращайте ее притязания на ваше время, а телефонные разговоры исключите совсем. Она хочет к вам на ручки, но у вас нет сил носить, и должен вам сказать, что такая опека монахов входит в программу монашеского искуса. Из письма священнику.

+++

  С искушениями монаху подобает бороться на месте. Ведь по опыту скажу вам, что на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани.

+++

  Зрите Божие благословение во всех повелениях. И в одном монастыре может быть так, а в другом иначе. И в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Так формируется монах. «Простите и благословите». Да не смиреннословие, а от смиренного сердца, покорного Божией воле, произносимые.

+++

  Монашество – это ведь не только одежды, но и сугубый подвиг жизни.

+++

  Для нас, монахов, должно быть так: и жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Живу ли я, умираю ли, всегда Господень. Вот что для нас главное.

О внешней монашеской жизни и монашестве современном

+++

  Может, ты у нас уж и в монастырь собралась? Но и там теперь нет воспитания откровением помыслов.

+++

  Новый монастырь на том месте, где его не было, создавать бесперспективно, не будет за него небесных молитвенников, нет их в фундаменте новосоздаваемого монастыря. И в настоящее время это очень важно, земная Церковь живет молитвами Небесной, и жизнь монастырей подчинена этому же закону. А нынче нет людей такой силы духа и молитвенников, которые сумели бы в наше духовно трудное время осилить создание совершенно нового монастыря.

+++

  Монастырь [Свято-Успенский Псково-Печерский] новый, монастырь молодежи, собравшейся под кров обители часто с беспутий современной жизни, и ходить степенно они еще не научились. А мудрость народная гласит: «кого мир народил, тем и Бог наградил». Молитесь о них, молитесь о себе, молитесь о нас, о мире. Ведь это и мы не дали миру чад Божиих, но только детей мира сего! И многие из них теперь делают тяжкий рывок, чтобы понять и осмыслить жизнь по-новому, по-Божьи.

+++

  Не тянитесь к недосягаемым пока для нас высотам, начните с понуждения себя и своих к ежедневному молитвенному правилу и получасовому сидению перед иконами в благодатном полумраке лампады. Пока у нас нет вкуса к молитве, а он в суете не приходит. Вот и надо выделить время на молитву, оставив дневную суету за порогом кельи. Начните! Месяца через 2‒3 почувствуете в душе некоторые изменения, оживление. И братии предложите этот труд. А сами частенько вопрошайте, не всех сразу, а лично и поочередно: как идут дела и идут ли? Батюшка, дорогой, душу надо вложить в это делание. Оно для нас первостепенно.

+++

  Живи не как хочется, а как Бог велит. И то, что имеем, нам во благо, и чего не имеем – тоже во спасение, ибо Сам Господь берет за руку и ведет по жизни, а нам надо усвоить основные монашеские понятия – послушание и терпение. Без этого никуда, будет одно умничание, и ничего больше.

+++

  В монастыре все мы кладем свой труд как бы в общую копилку и получаем оттуда то, что нам нужно.

+++

  В народ сейчас идти надо, когда позовут. Это, конечно, не очень с монашеским деланием, да еще когда и сами-то немощны, уживается, но делать надо. Молитесь, молитесь, умудрит вас Господь и силы даст.

+++

  О монашестве пока не помышляй, надо воспитывать сына, надо лечиться. А когда сын станет взрослым и самостоятельным и выберет свой жизненный путь, тогда будет видно, куда и как направить свою жизнь. В теперешних строящихся монастырях с нашими болезнями считаться не будут.

+++

  Вы упоминаете о здоровье – и это немаловажно. Ведь монастыри теперь пока еще восстанавливаются, и сил и здоровья там надо много. И никто не будет считаться с тем, что ты больна. Вот и начнется ропот и уныние, а это не спасение, а гибель.

+++

  В монастырь сейчас приходят люди из мира, и еще очень много надо трудов и времени, чтобы стряхнуть с души и сердца груз мирской жизни с ее грехами и греховными привычками.

+++

  Будем учиться принимать монастырскую жизнь как она есть, не требуя полного соответствия с тем, как ты ее представляла и представляешь. Господь знает Сам, что нам полезно.

 

Из монашества уйти нельзя. О необратимости обетов

+++

  Монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения.

+++

  Нарушивший данные Богу обеты, если уходит из жизни, не успев ничего исправить действенным покаянием, по канонам лишается церковного погребения и вменяется в самоубийцу. Страшно. Я не хочу тебя пугать, я хочу, чтобы ты вспомнил свою первую любовь и остался ей верен. По-Божьи ты должен остаться один и благодарить Бога за то, что Он избрал тебя от мира. Дары Божии несравненны ни с чем, и любовь Божия верна всегда, а о человеческой – умолчу. Искушение!

+++

  Уйти из монашества нельзя. Обеты даны не людям, но Самому Господу. Не расслабляйте себя помыслами о прошлом и земную жизнь воспринимайте как время подготовки к действительно жизни вечной, и Господь вразумит, поможет. Ведь и вы, приняв монашество, ангелом не стали, но у вас появились цель и ориентиры к работе над собой в служении Господу.

+++

  Воля Божия и обеты, данные иноком А., определили его жизненный путь. То, что произошло с вами, называется искушением, которое входит в программу формирования монаха. Оба вы не вняли предостережениям своего духовника. И тем повергли себя в адову пропасть. Теперь надо рвать по-живому, надо переболеть сердцем. Но это необходимо сделать. Любовь к Богу – это созидание. Ваши же чувства рождают разорение и его, и твоей жизни, и будущее не обещает вам радости.

+++

  Даже послушница наказывается скорбями и болезнями за измену, а инокиня и монахиня лишается отпевания и христианского погребения, если нарушила взятые обеты.

+++

  Озирающийся вспять неблагонадежен для Царствия Небесного. А тебя борет враг, и все надо пережить, через все пройти, терпением побеждая его козни. Почаще вспоминай свою первую любовь, ведь она была Божий зов, теперь же труды, болезни, скорбь, которые побеждаются терпением и твердой верой в Промысл Божий. Придет время, и ты будешь благодарить Бога от всего сердца, что Он благословил тебя пройти школу монашества.

 

Священство – это призвание. О выборе пастырского служения

+++

  Священство – это бескровное мученичество, особенно в настоящее время. А потому и я, последуя примеру вашего батюшки, только помолюсь о вас и предложу заглянуть в свое сердце и спросить себя, готово ли оно, ваше сердце, идти на крест за Христом.

+++

  Выбор за тебя ни мама, ни духовник, ни я делать не можем. Только сам обдуманно и с молитвой загляни в свое сердце. И не спеши. Нынче, когда люди утратили страх Божий, они часто дерзают попирать свои обеты: и супружеские, и монашеские, и священнические, – это знамение времени. И именно поэтому каждый человек ответственен пред Богом и людьми в том, что он избирает.

+++

  Не всем становиться служителями алтаря, но по зову Божию и любви к подвигу, ибо это служение мученическое. Нужны людям и инженеры, и врачи, и учителя – и все нужны. Нет лишних людей в мире. Важно не что делать, но как и во имя Кого. И в этом спасение и есть. А все, что не по вере, ‒ грех.

+++

  Становиться священником без собственной решимости и горячего к тому расположения нельзя.

+++

  Бывает так: человек – или врач, или художник – долго идет к священническому служению и бывает потом настоящим, добрым батюшкой. А бывает, что сразу вокруг престола: «Исаие, ликуй», а потом кладет крест – не верую.

+++

  О священстве скажу вам словами апостола: «Желающий священства, доброго дела желает…» Но всякий сам в первую очередь должен решить, по силам ли ему сие добровольное мученичество, сохранил ли он своей жизнью залог и возможности, чтобы приступить к сему великому таинству и служению. Дорогой Ю. Г., и ведь это дело глубокой исповеди духовнику, который и будет вашим поручителем пред Богом и архиереем. Прилагаю вам образец для самоиспытания – слово митрополита Стефана Болгарского.

+++

  Ваш вопрос [о принятии священного сана] не может решаться единолично, но когда в вашем сердце состоится выбор, его должна одобрить и принять и ваша супруга. Ведь она должна будет разделить с вами тяготы предстоящей жизни, став матушкой. И это тоже должность особая, у нее должно быть к ней расположение и понимание.

+++

  И последняя немаловажная причина [невозможности принятия человеком сана] – у него самого нет к тому никакого расположения. А ведь спасительно только то служение, когда человек всего себя отдает Богу. Священство – добровольное мученичество.

+++

  В отношении принятия сана вы и сами с супругой ответили на этот вопрос: нет ни внутренних предпосылок, ни внешних, нет желания идти на мученичество. Ведь настоящее священство и есть мученичество.

+++

  Служение Богу в сане есть добровольное мученичество. Надо любить Бога, любить творение Божие – людей.

+++

  Не забывай, что не мы выбираем Бога, а Он нас.

+++

  Священство – это призвание.

Не дерзай преступать каноны! О канонических правилах к рукоположению

+++

  К служащему у престола Божия Господь предъявляет особые требования: во-первых, сам он до венчания со своей избранницей должен быть девственником, и, во-вторых, та, которая станет впоследствии матушкой, тоже должна быть девственницей. Вот по этим канонам и не может человек стать батюшкой или матушкой, имея в прошлом груз смертных грехов, хотя и прощаются они согрешившему в покаянии.

+++

  Канонов святоотеческих, на которых незыблемо стоит Церковь, Господь не отменил. Если люди и забывают о них умышленно или неосознанно отметают их, то от этого дело не меняется, ‒ через всю жизнь таких людей потом следуют одно за другим сокрушения.

+++

  Есть грехи, которые навсегда лишают человека возможности стоять у престола Божия.

+++

  Есть такие грехи, которые раз и навсегда полагают препятствия к служению у престола. И то, что сейчас начали игнорировать канонические правила, не лишает правила своей силы, а тот, кто дерзает жить вопреки им, несет на себе всю тяжесть их нарушения. Мне часто пишут и говорят о себе те, кто несет бремя этого нарушения.

+++

  Богу нужна жертва чистая, и невеста будущего священнослужителя должна быть девой, как и тот, кто собирается принять сан, должен быть девственником. Теперь наблюдаю много катастроф, когда преступают существующие каноны церковные. В конечном счете это получается служение не во спасение, но в погибель.

+++

  Второбрачие служителю алтаря воспрещено. А когда был женат, до воцерковления или после, роли не играет. И был ли в первом браке венчан или нет, тоже несущественно для решения данного вопроса. Главное, что жена у него вторая, а это значит, что стать служителем Божиим у престола он не может. Второбрачный может быть только церковнослужителем, но никак не священнослужителем.

+++

  Служить у престола Божия ваш супруг не может по каноническим правилам. Вы с супругом едины – одна плоть, а у вас брак второй, и независимо, когда он был! И это препятствие непреодолимое. Воли Божией на принятие сана нет.

+++

  О каком служении Богу пишите вы, связывая это служение именно с таким изменением в своей жизни? Брак с женщиной, уже бывшей замужем, является для вас препятствием к служению Богу священнослужителем.

+++

  Вам следует помысл о принятии сана стереть в своем сознании. Прошлую жизнь изменить нельзя и стереть, как не сущую, тоже невозможно. А она-то и есть для вас препятствие к служению Богу у престола. Если же примете сан вопреки канонам, то вопрос о спасении души будет под большим сомнением.

+++

  Помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже если вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали.

+++

  Я благословить вас на принятие сана не могу. Это властен сделать только ваш духовник, рекомендуя вас, и архиерей, который, зная ваши препятствия, все же решит, что возможность к рукоположению есть. Я же от себя только скажу вам, что если препятствия серьезные, то в будущем с принятием сана человека, дерзнувшего на это, ждут очень многие скорби, вплоть до невозможности стоять у престола.

+++

  Служить в церкви в сане ты не можешь. Не дерзай помышлять о служении у престола. Знаю презревших канонические правила и затем несущих на себе страшный гнет Божия наказания – попущение одержимостью темных сил.

+++

  Есть такие грехи, которые навсегда ставят для человека, их совершившего, преграду к служению Богу у престола. А я вас не знаю и поэтому решать такой важный вопрос не могу. Но я знаю некоторых священников, которые перед хиротонией не раскрыли свою подноготную архиерею и, получив сан, стали впадать в такие состояния, что поняли: служить они не могут. Вот и решайте свой вопрос с духовником, но сначала со своей совестью.

+++

  Быть женой священника вы не можете по правилам, данным святыми отцами Церкви, ‒ «Богу нужна жертва чистая». Те падения, что у вас были до крещения, надо было исповедовать священнику перед таинством крещения, но если этого не было, то надо все же исповедовать эти грехи смертные, понести наказание – епитимию, которую даст священник, и после ее окончания пособороваться.

+++

  Вас истязают не чужие бесы, но те, которых вы вызвали на себя своей жизнью. Разве не знаете вы, что у священника супруга должна быть девицей, когда он ее берет в жены после венчания? А вы все ищите причины вовне, а они внутри вашей жизни.

+++

  Получил я ваше отчаянное письмо и поскорбел о том, кто благословил вас на принятие сана. Канонические препятствия, которые вас связали, человеческим решением не развязать. Вот и мучаетесь вы, а пораженная ваша воля ни гласу ума, ни боли сердца повиноваться не навыкла. Нельзя попирать каноны. Гибель начинает преследовать человека. Надо духовно сначала ожить и полностью окрепнуть, и только тогда можно возвращаться к служению.

+++

  Те грехи, о которых упоминаете вы, начиная от утаивания их перед хиротонией, являются каноническим препятствием для вашего служения у престола. Вам придется выбирать, ведь если вы не исповедуетесь архиерею и продолжите служение, то последствия могут быть страшными и в отношении вашей болезни, и в отношении вашей будущей участи. Иерей вашу проблему решить не может, у него нет такой власти. Умудри вас Бог и помоги осознать, что вы во власти темных сил.

+++

  Если совесть ваша неспокойна, то вам надо поисповедоваться; если же характер ошибок и падений таков, что разрешить иерей их не вправе, то надо исповедоваться архиерею. В его власти простить или наложить епитимию, или запретить. Так или иначе, надо руководствоваться архиерейским благословением. Архиерейские руки лежали на главе вашей, передавая благодать священства. Вот только с владыкой теперь нужно решать ваши дела. Из письма священнику.

Береги чистоту. Советы учащимся духовных школ

+++

Бог благословил твое поступление в семинарию – вот и учись старательно, и в ней пока взрослей и телесно, и духовно. За годы учебы проверишь себя, куда склоняться будет твое повзрослевшее сердечко. Только непременно береги чистоту души и тела и избегай всяческой «романтики». Богу нужна жертва чистая.

+++

  Мне пишут из семинарии и академии, там всякое есть. И тебе надлежит там со всем встретиться и себя сохранить. Тебе прежде всего надо стать точкой, которая как губка впитывает Бога, все только в Боге, и тогда Бог с тобой и в тебе действует Своею благодатью.

Помощница, а не помеха. О супруге священнослужителя

+++

  Необходимо быть очень осторожным в выборе спутницы жизни. В наше время священник на приходе – как на передовой линии фронта. Ему приходится выдерживать такую борьбу за жизнь Церкви, паствы, каждой вверенной ему человеческой души, что тихая, надежная семейная гавань ему жизненно необходима. Если и дома ему приходится быть в постоянной заботе о воцерковлении своих домашних, ему очень трудно. Это значит «жечь свечу с двух сторон».

+++

  Выбирать надо подругу по сердцу своему и хорошо зная, на какой подвиг жизни берешь помощницу. А если женишься и она будет помехой, то это гибель для священника. Молись Господу и проси даровать для жизни, для служения Церкви помощницу.

+++

  Об устройстве семейной жизни не печалься. Предоставь это Богу. Служителю Церкви нужна спутница – помощница, а не помеха. Вот в этом-то и кроется промедление в решении этого вопроса для тебя.

+++

  Быть супругой священника – это подвиг, ведь матушке надо стать не просто женой и матерью семье своей, но и помощницей батюшке и по делам душепопечительным. Я знаю семью, где матушка принимает приходящих, предваряя прием батюшкой. И часто, очень часто, поговорив с матушкой, посетительница уходит удовлетворенная и без батюшки.

+++

  Матушка должна всегда быть готова нести свой крест, всегда, везде с полной покорностью воле Божией.

+++

  Запомни: в момент рукоположения благодать Святаго Духа сходит на ставленника. В какой-то малой мере она сходит и на супругу священника, подобно тому, как во время помазания на царство возлагается на государя царский венец, а на супругу его – маленькая короночка.

+++

  Ты должна быть ангелом-хранителем для своего мужа. Вот он возвращается домой, как с передовой. Звонок. Ты открываешь дверь, и для тебя должно быть достаточно одного взгляда, чтобы понять и почувствовать, в каком состоянии твой супруг. Что сейчас для него важнее: с любовью расспросить его обо всем или дать ему отдышаться и отмолчаться, накормить, не торопиться с вопросами, рассказать что-нибудь радостное о детях, поберечь его отдых. Потом он сам расскажет тебе о своих трудностях, если найдет это возможным. Сейчас такое время, что священнику на приходе необходимо быть и отцом, и матерью людям. В этом тоже будет нужна ему твоя помощь.

+++

  Для священника вы в супруги не годитесь. Вы еще не осмыслили, чего хотите в жизни и от жизни. Вы еще играете и подыгрываете своим прихотям. А крест быть матушкой – особый и по смыслу, и по тяжести. Для батюшки же он – единственный на всю жизнь. И каково же будет ему, если он вместо матушки получит актрису.

+++

  Берегите чистоту, супруга будущего священника, да и он сам при вступлении в брак должны быть чистыми, как голубки.

 

Образ буди верным. Советы в пастырском служении

+++

  Мы, сопастыри Христовы, стоящие ныне на страже Вифлеемской пещеры – Святой Церкви Христовой – и на страже сердец человеческих, бережно и нежно будем нести миру истины Божии и сохранять то, что взращивает Господь!

+++

  Истина и Сила рождества Богомладенца Христа, сохраняясь в памяти и жизни мира, хранит мир для Вечности. А мы, пастыри Божии, осиянные таинственным Нетварным Светом и Силой Божества в своем рукоположении, призваны проносить по жизни эти живительные токи, порождающие Веру, чтобы жить Богом; Надежду, чтобы пройти сквозь бури и превратности жизни; и Любовь, чтобы в ней обрести Бога.

+++

  Нам, пастырям, вверил Господь еще у младенческих Своих яслей возвещать явившуюся новую жизнь, взращивать и хранить плоды ее. Будем же верны своему званию и избранию, жизнью и трудами являя спасительную весть о вечности Божией любви к миру.

+++

  Будем же бережно хранить в чистой совести духовную радость истинного служения Богу, храня чистоту заповеданного нам учения, дабы великий и страшный день нашего исхода освятился светом радости единения с Богом – радости Нескончаемой Жизни Вечной.

+++

  Нам, пастырям Церкви Христовой, страшно только одно: разойтись с волею Иисуса Христа. А Божия сила и Божия премудрость, препобедив наши человеческие немощи, возвестит через нас живым пастырским словом велии благочестия тайны.

+++

  Поспешим же, поспешим с вестью о Воскресении Христовом в мир, объятый смятением, в мир, болезнующий и страждущий неверием и готовый сойти под мрачные своды адских глубин. Не устрашимся искушений, не уклонимся от Голгофы, возвещая миру Евангелие Правды. Да и наша жизнь отразит Свет Христова Воскресения.

+++

  Мы, нынешние пастыри, все в том же строю бесчисленного пастырского воинства, одаренные все той же Силой Божией Благодати и теми же Божиими Заветами, небоязненно совершим же дело, завещанное Богомладенцем Христом, Светом Божественного Евангелия приводя словесных овец к Пастыреначальнику Христу.

+++

  Объединим же все усилия свои, молитвы свои, станем в духе и истине, распинаясь со Христом за Божие достояние. И в день оный не наемниками, но добрыми пастырями предстанем Христу.

+++

  Мы же, священники, ‒ образ Христов, Христова любовь, мы Христово тело, которое может быть распято, мы Христова кровь, которая может быть излита. Но не устрашимся же трудов и лишений во вверенном нам служении. И отвечая любовью на любовь Христову, возложим на себя иго Христово и с терпением понесем его до конца своей жизни.

+++

  Понесем же мы, пастыри, миру до конца дней его великую и спасительную Тайну вечной жизни – Слово Божие, слово Истины.

+++

  Наш пастырский крест, дорогой батюшка, ‒ это длящаяся в мире Жизнь Христова, да будет для нас воплощением Духа Истины. Возлюбим же сами страдания многотрудной и многоболезненной жизни с ее целительными скорбями и научим этому спасительному подвигу чад Божиих.

+++

  Нам, пастырям Божиим, дано воочию зреть воскресение душ человеческих и начало жизни там, где господствовала смерть.

+++

  Поспешим же навстречу Воскресшему Господу, потрудимся во славу Его и ради воскресения своей души и душ пасомых, словом, делом и жизнью свидетельствуя о всесильной силе Воскресшего Христа.

+++

  Приимем же от Господа Воскресшего дар бесценный – радость жизни и, идя вослед Христа, проникаясь духом Вечности, понесем чадам Божиим эту живую силу Таинств Божиих, побеждающую скорби земной юдоли, претворяющую печаль в радость, телесные болезни – в душевное здравие, смерть – в Жизнь Вечную.

+++

Путь апостольства и святительства воистину и славен и страшен во все времена. Он славен ради его великой цели: возвратить Богу венец творения – человека, а человеку вернуть утраченный грехопадением рай. Страшен же, так как все зло мира во всех его проявлениях и сам ад восстают на Божиих служителей – домостроителей Таин Божиих.

+++

  Господь близ, бодрствуйте! Припадем же к Нему в пастырской молитве и верностью в трудах испрашивая воскрешения народа Божия на Руси. Да снизойдет Дух Божий, Дух Христов вновь на русские души, чтобы, осолив их познанием Бога, оживить любовью к Богу.

+++

  Священство – это добровольное мученичество. Вот и терпите вы боль протяжения на этом кресте. И никуда нам с вами не уйти от этой боли. А если перестанем ее чувствовать, то, значит, перестали быть тем, кем быть должны.

+++

  Терпим, терпим всю жизнь и от своих, и от чужих, терпим и свои немощи. И не мы ведем церковный корабль, мы только делатели на нем. И когда призвание от Кормчего уже получено, озираться вспять и по сторонам не приходится, ‒ остается только по мере сил и способностей своих делать дело Божие. А результат и оценка трудов наших не в нашей власти – это дело Божие. Нам же только трудиться, молиться и склонять главу пред Божиим определением о нас, о судьбах России.

+++

  Для священника все важно и, в первую очередь, большая церковная семья, где он для всех отец.

+++

  Только о личном спасении священник помышлять не может. «Се, Аз и дети, яже Ми дал Бог» (Евр. 2, 13).

+++

  Вера-то, дорогой мой, дар Божий, мы же с вами лишь соработники на ниве Христовой. Будем делать от души дело, нам порученное, а взращивать-то будет Сам Господь. Может, и не даст Он нам увидеть плоды делания нашего, но это уж Божья воля, нам лишь – трудиться от сердца и живой душой.

+++

  Служение – это добровольное мученичество – и никаких земных благ не обещает достоверно. Сегодня – в чести наше служение, а завтра – в гонении и мученичестве.

+++

  Воля Божия о нас, особенно о нас, служащих у престола Божия, одна: творить Его Святые повеления во спасение своей души и душ, вверенных нам Господом, и принять милость и истину путей Господних беспрекословно. А она для всех и на разных этапах жизни особая – индивидуальная. Некоторых в самом начале служения испытует Господь, а другим посылается испытание веры в конце жизненного пути.

+++

  О какой цели в жизни идет у вас речь? Вы определенно – священник, отец семейства и отец многочисленной паствы. Главное дело – служение Церкви, Богу, душепопечительство. Чтобы в день оный сказать: «се аз и дети, яже дал мне еси».

+++

  Стояние на молитве – это целительный бальзам, это радость, это вожделенно, но и этого нам не дано, нас лишает жизнь насущного, но и это понесем как подвиг. Но давайте ухитряться: будем возделывать, умножать и хранить одно – память Божию в сердце. И это тоже подвиг. Раньше он был уделом преимущественно монашествующих, теперь, чтобы жить, и вы, и многие миряне должны поднять его.

+++

  Наше же дело, елико возможно, самим сохранить спокойствие духа и научить детей наших, Богом данных, этому же. Самим всецело предаться воле Божией и тому же научить паству. И это ли не цель? И все в ней и о ней – и подвижничество, и труд, и болезнь, и воздыхание.

+++

  Бог благословит ваши труды и ваши скорби. А последнее уж очень целительно – душа сердцем вопиет и исповедует свою немощь и величие Божие. «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему даждь славу!»

+++

  Что за переживание: «Плохо знаю, понимаю людей, с трудом общаюсь с ними»? Это зачем? Смущающие помыслы. Уповаем не на себя, а на Бога. Оживить надежду и упование. Так и общайтесь, так и отвечайте, как Бог на душу положит. И это избавит от ошибок.

+++

  Мы с вами только священники и должны делать свое дело пастырское в той обстановке и в той среде, которую благословил Господь на данный период времени.

+++

  Нам самим надо жить во спасение и делать все, что зависит от нас. А вы сами отбиваете себе вкус к духовным трудам, мысленно обрекая их на поражение. А мысли-то не в духе Христовом, не по Богу, а по человеческим суждениям. А все это потому, что действительно мало места в жизни нашей отдано Спасителю.

+++

  Многие еще не осознают как должно основы веры, и не мы ли призваны их учить, наставлять, вразумлять, врачевать, а хирургическая операция делается в крайних случаях, когда исчерпаны все другие средства.

+++

  Не мы с вами спасаем, не мы с вами даем силу к жизни, всё – от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели. Тяжело выслушивать исповедь современного человека, но она же и порождает в душе духовника жалость к человеку – начало любви, зрение вражьих происков; а главное – в том, что такой человек переступил порог Церкви, увидеть несомненную Божию любовь к самому заматоревшему во грехе грешнику.

+++

  А вы устали, а вы поддались самости, а вы забыли, что мы и учителя, и ученики одновременно. И уроки духовной жизни для нас сугубы и рассчитаны на всю жизнь. И чередуются духовные прозрения и взлеты со спадами, и все надо пережить, и это – наука из наук, и, думаю, посложнее институтской.

+++

  Батюшка, не унывайте, живым сердцем, изнывающим от недоумений, прильните ко Господу, до конца пройдя сквозь искушение и получив взамен страданий живое религиозное чувство, живой опыт жизни в Боге. Боже упаси следовать вражьим помыслам, которые уже проложили дорогу к вашему сердцу.

+++

  Время настало такое, что ради спасения погибающего в невежестве неверия человека надо и из пустынь выходить. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге – свобода и вседозволенность всякому злу.

+++

  Миром правит Промысл Божий только, и без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет, а вот пройти сквозь испытания необходимо всем и каждому. Ведь иначе не познаем милосердия Божия и Его любви, не восчувствуем всесильной помощи Божией, не научимся молиться, живым сердцем обращаясь к Живому Богу.

+++

Благодать Духа Святого, не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Когда в Духе – мы парим, когда Дух Святой нас оставляет или скрывается в полноте своего действия, то мы ощущаем свои немощи и недостаточность. Ответ на вопрос: «Что главное в священстве?»

+++

  Каждая литургия неповторимая и особенная.

+++

  Священнику необходимо быть в Духе Святом.

+++

  Бывают в жизни священника большие трудности и искушения. Лучше, когда эти искушения случаются в начале служения, а не в конце. В конце их труднее переносить…

+++

  Как хорошо служить Богу и нашему русскому православному народу!

+++

  Каждую литургию служи как последнюю.

+++

  Не все ли равно, где служить Богу?! Главное – быть с Ним рядом и чтоб Он был в твоем сердце, тогда и любое заточение может показаться раем. Тем более что подворье – это продолжение монастыря, а люди с их проблемами, бедами, страстями и взаимоотношениями везде одинаковые.

+++

Когда вы не будете знать, как поступить, и нет возможности спросить у духовника, советуйтесь с тремя – с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. Когда они будут согласны относительно этого вопроса, так и поступайте, предварительно призвав благодать Святого Духа.

+++

  Священнику лицедействовать не подобает – это для него грех тяжкий. У меня на памяти живой пример. Здесь, в монастыре, был наместник (имени не назову) и был иеродиакон (о имени тоже умолчу), они только облачились в благословенные одежды и прошли перед кинокамерой. В наших очах все это кажется безобидным, а гнев Божий преследовал обоих всю оставшуюся жизнь до трагической кончины. Так что нет и не может быть благословения на роль священника в кино тому, кто служит Богу в сане у престола.

+++

  Отцом А. вас будут называть, когда вы действительно станете для этих людей отцом и ваши духовные советы им победят их прежние о вас представления.

+++

  Мы ведь священнослужители, и если соблазн будет исходить от нас, то как ответим пред Богом за израненные нашим неразумением души, как ответим за отпавших от Церкви по нашей вине?

+++

  Надо всегда помнить сказанное нам: «Буква убивает, а дух животворит», а с формальным подходом можно убить в человеке начатки духа, которые только-только в нем проклюнулись и которые можно угасить одним словом.

+++

  Чтобы человек перестал краситься, надо священнику терпеливо потрудиться, чтобы не его волевым приказам последовал человек, но, осознав совершаемое как грех, мешающий приблизиться к Богу, сам, непременно сам пришел к заключению, что краситься ему не надо. Вы, дорогой отец А., взяли меч в свои руки. Но ответьте сами себе, опытный ли вы хирург, не зарежете ли вы насмерть многих, за которых вам же придется отвечать, ибо они шли к Богу, но на их пути оказались вы с мечом.

+++

  В отношении невенчанных браков – почитайте 1-е Послание к Коринф., гл. 7: «Если неверующий муж согласен жить с верующей женой, да не разводится». Жене, может, всю жизнь придется нести крест, молясь о неверующем муже, и терпеть его выходки, ‒ но это ее крест, и вы утяжелите ей его, отгоняя ее от Источника жизни – от Господа.

+++

  Господь пришел грешников спасать, и горе, если священник встанет на пути Его.

+++

  Какое вам дело до сберкнижки того, кто к вам подходит каяться. Бабульки собирают по грошам себе на похороны и хранят на сберкнижке, чтобы лихой молодец не отобрал ее сбережений, чтобы ее могли по-христиански похоронить и помянуть в Церкви. Ведь и вы, наверное, бесплатно их поминать не будете. Вам тоже надо хлеб есть, а священникам семейным надо еще детей кормить.

+++

  Общие исповеди введены, как требование жизни, святым праведным батюшкой Иоанном Кронштадтским. Но какие это были исповеди, да и какой батюшка их принимал! И сейчас во многих приходах общую исповедь практикуют, но, когда люди кающиеся подходят под разрешительную молитву, они дополняют общую исповедь тем, что тяготит их сердце. То же самое и в отношении только-только входящих в Церковь. Ведь формализм и равнодушие священника не дадут им и войти в Церковь, и тем более в ней укорениться. А отвечать за это будет каждый священник.

+++

  Забудьте замашки штангиста, ведь болеть-то будете, пока по духу не станете священнослужителем.

+++

  Бежать самому с того места служения, куда вас определил Промысл, и искать своего, лучшего – дело безнадежное, обрящете то, о чем и помыслить страшно. И получим это за своеволие и своеумие.

+++

  Очень укрепило меня наставление Святейшего Патриарха Алексия I в самом начале моего пастырства, когда церковная жизнь стала открываться во всей полноте: и в радости богообщения, но и со всеми своими многочисленными искушениями и отступлением от правды Божией. Святейший на мой вопрос: «Что делать?» ‒ ответил: «Я дал тебе при рукоположении Служебник. Все, что там написано, исполняй, а все, что затем находит, терпи».

+++

  Дорогой батюшка, как же жалко людей, потерявших в жизни ориентиры. Жалейте и сочувствуйте их беде, ведь частенько и многие из них еще и не осознают назревающей жизненной катастрофы.

+++

  Только молитва и горение духа могут восстановить и стены храма, и, главное, нерукотворные храмы – души заблудших, и вернуть их Богу ожившими.

+++

  Не забывайте свою первую любовь к Богу, Его милость к вам в призыве к служению у престола.

+++

  Священство – добровольное мученичество. Труд велик, а награда за него безмерна.

 

Духовное отцовство. Размышления о духовничестве

+++

  Духовничество – отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию.

+++

  Назначение духовничества – взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами таинств.

+++

  Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания – воспринять великое наследие – образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (Тим. 4, 12).

+++

  Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос.

+++

  Великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ.

+++

  Важно не только посеять, но еще и взрастить, и довести до зрелости. А все время лишь распахивать целину и этим ограничиваться, урожая не дождемся. Духовничество – дело не сиюминутное, но всей жизни.

+++

  Нет ни одного человека, во всем равного другому. Я прожил целую жизнь и не видел двух одинаковых людей с похожей друг на друга жизнью.

+++

  Мне думается, что вы неверно представляете назначение духовного отца. Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение.

+++

  В отношениях с духовным отцом хорошо соблюдать дистанцию и бояться как привязанности, так и осуждения.

+++

  Я вырос в другой среде и за всю свою жизнь не соприкоснулся с духовным диктатом и подменой понятий. Теперь же ваше письмо не единичное. Да и писем с конечным результатом от такого духовничества уже немало. Дай Бог, чтобы и вы, и отец Ф. скорее оценили Богом данный дар духовной свободы и дорожили бы им. Это никак не нарушает духовных отношений между духовником и чадом, если они здравы вполне.

+++

  Духовник не может заслонять собой ни Христа, ни Церкви, а именно об этом вы пишите в своем письме. Что за страхования и за запугивания? Жизнь наша в руце Божией, а если человек посягает на свободу, Богом дарованную человеку, то это грех, и правды не может быть в том. А я бы задал вам вопрос: «Вы пришли в Церковь к Богу или к человеку?» Вот и подумайте.

+++

  Духовный отец не должен думать за тебя, но только благословляет тобой приносимое на благословение.

+++

  О духовном отце надо молиться, и если Господь сочтет, что он вам необходим, то Он и дарует его вам.

+++

  Молитесь Господу о даровании вам духовника. Но не спешите первого встречного священника назвать духовным отцом. Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих вас вопросах у многих, и только когда поймете, что из многих – один самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему.

+++

  О духовнике молитесь, а пока его нет, спрашивайте советов у святителя Феофана Затворника, читая его книги. Он не ошибается.

+++

  Надлом в отношениях происходит из-за того, что вы пытаетесь заставить вашего духовника жить и думать за вас. И он, по вашему требованию, берется за то, что делать не должен. И Господь посрамляет и ваши надежды, и его усилия.

+++

  Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы – станешь расслабленным.

+++

  Так не делается – спрашивать совета и благословения у всех духовников подряд.

+++

  У меня не так, что сегодня «да», а завтра «нет». Духовные отношения могут нарушиться только с вашей стороны, но и тогда я помню об отшедших.

+++

  Дорогие мои, я давно пытаюсь ориентировать вас на взрослое отношение к своей жизни, чтобы не оказались вы с моим уходом беспомощными…

+++

  Духовничество – одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви.

Отдадим себя в руки Божии. Молитва архим. Иоанна о духовных чадах

+++

  Молюсь о вас, о ваших близких, но, возможно, не так, как хотелось бы вам. «Господи! Тебе все ведомо, сотвори с ними, как изволишь. Аминь».

+++

  Будем молиться за вас, предавая вас воле Божией не как вы хотите, но как Сам Господь!