Для начала, уважаемый читатель, две цитаты от самого известного православного писателя России настоящего времени и одновременно епископа Русской православной церкви, митрополита Псковского и Порховского, с 17 мая 2018 года, Тихона (в миру – Георгия Александровича Шевкунова). Его знают не только верующие нашей страны, но и обычные читатели по книге «Несвятые святые и другие рассказы», которая уже вышла тиражом более двух с половиной миллионов экземпляров.
«Исповедник и подвижник»
Итак, первая цитата от митрополита Тихона: «Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранил его жизнь – сохранил для всех нас, чтобы мы порадовались при свете его. Он прожил жизнь исповедника и подвижника. Не случайно, что именно 5 февраля 2006 года, в День памяти новомучеников и исповедников Российских, Господь призвал к себе своего верного служителя».
И вторая цитата: «…Благодарю Господа за то, что Он по великой Своей милости дал мне, грешному, на своем жизненном пути встретить такого христианина и общаться с ним. Мне думается, что ничего более поразительного ни в прошедшие мои годы, ни, наверное, в оставшийся срок жизни, я уже не встречу».
Ты, читатель, уже понял, что митрополит Тихон в этих высказываниях ведет речь об одном и том же человеке. Назову его имя: священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из наиболее почитаемых старцев РПЦ в конце XX – начале XXI веков. 39 лет он был насельником Псково-Печерского монастыря и пользовался огромным уважением и популярностью у верующих. Вскоре после своего избрания президентом России к Иоанну Михайловичу приезжал за благословением Владимир Путин, и с того времени (2001 год) старец стал духовным наставником и советчиком главы государства.
О жизненном пути архимандрита Крестьянкина написано множество статей и воспоминаний, их легко найти на православных сайтах в интернете, и потому напоминать основные моменты биографии старца я не буду. Лишь подчеркну, что он уроженец города Орла, из наших земляков второй половины XX века один из самых известных (если не самый). В 2010 году в Орле была издана небольшая книга под названием «Всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин)». Автором-составителем ее стал орловский краевед, специализирующийся на православной тематике, Анатолий Мищенко.
Анатолий Константинович сумел рассказать о замечательном уроженце Орла просто и доходчиво, остановившись на главных периодах его долгой и многотрудной жизни – от детства и юности до последних лет и кончины старца. Приведены в издании некоторые из сочинений и писем Иоанна Михайловича и воспоминания о нем.
Белорусский интерес к Орлу
Но не только в России хотят как можно лучше узнать о православном духовном деятеле современности. Известный белорусский писатель, теле- и радиоведущий, историк, журналист, киносценарист, член президиума правления Союза писателей Беларуси и член Союза писателей России Вячеслав Бондаренко известен как автор кинороманов-бестселлеров «Ликвидация» и «Кадетство», исторических исследований на военную тематику и в серии «ЖЗЛ», в том числе биографий Петра Андреевича Вяземского и Лавра Георгиевича Корнилова. Для серии «ЖЗЛ» он задумал написать и книгу о старце Иоанне (Крестьянкине). Однако Вячеславу Васильевичу не хватало материала по родословной нашего земляка.
В Орле белорусский писатель давно общается с Константином Борисовичем Грамматчиковым и в декабре 2017 года приезжал по его приглашению для участия в конференции «Братушки», посвященной 140-летию русско-турецкой войны 1877-1878 годов и роли России (и уроженцев Орловщины) в освобождении Болгарии от турецкого ига. Я тоже участвовал в этом мероприятии. Тогда-то Константин Грамматчиков нас и познакомил.
Бондаренко спросил меня, не соглашусь ли я поработать в Государственном архиве Орловской области по его просьбе. Так начался поиск, длившийся несколько месяцев. Результатами его стали новые факты из биографии старца Иоанна, касающиеся его родителей и предков. Вячеслав Бондаренко использует их в своей книге (со ссылкой на меня), а я предварительно публикую эту статью, как бы предваряя новое издание из серии «ЖЗЛ».
В ходе поиска выяснилось, что некоторые часто встречаемые в литературе сведения о старце не соответствуют действительности. Биографы Иоанна (Крестьянкина) писали, что его матушка – Елисавета Илларионовна (Елизавета Ларионовна, в девичестве Кошеверова) – происходила из болховских мещан. Изучение метрических книг пятнадцати храмов этого города позволило мне убедиться в обратном. Мало того, фамилия Кошеверовых вообще отсутствовала среди мещан этого города. А вот в Орле мне она встречалась и до этого, и потому основная часть моего поиска и находок пришлась на метрические книги и «Ревизские сказки» по губернскому центру.
Прихожане Смоленской церкви
Итак, по порядку. Начну с Крестьянкиных. Фамилия эта оказалась не очень популярной, но и не самой редкой у жителей Орла. Среди ее обладателей были не только мещане, но и купцы. К примеру, прихожанами Смоленской церкви в конце XVIII – начале XIX века было семейство купца Ивана Семеновича Крестьянкина. Сам он скончался 10 июля 1805 года в возрасте 80 лет, а его род и дела продолжил сын Василий.
Мещан с фамилией Крестьянкины в приходе Смоленской церкви было несколько семей. Вполне возможно (я не «копал» глубоко их историю) все они, да и названное выше купеческое семейство произошли от одного общего основателя рода.
А теперь перейду непосредственно к предкам старца Иоанна. В «Ревизской сказке 1857 года декабря 18 дня города Орла» мне удалось найти семью мещанина Федора Васильевича Крестьянкина (60 лет) и его жены Евдокии Ивановны (49 лет). Это прадед и прабабушка нашего знаменитого земляка. Проживали они в первой части города Орла, в собственном доме, вместе с сыновьями Дмитрием (28 лет), Василием (16 лет), Петром (12 лет) и дочерью Марьей (22 года).
Благодаря метрическим книгам Смоленской церкви за предшествующие годы я выяснил, что у Федора Васильевича и Евдокии Ивановны Крестьянкиных рождались и другие дети: Николай (1841 год), Вера (1842), Екатерина (1843), Федор (1845), снова Николай (1846), Анна (1848), но эти шестеро братьев и сестер скончались во младенчестве от различных заболеваний (процент детской смертности в те годы был очень высок).
Федор Васильевич Крестьянкин и его верная супруга Евдокия Ивановна скончались друг за другом. Муж – 9 декабря 1860 года «от чахотки», а жена – 24 сентября 1861 года «от водяной болезни». Они так и не дождались свадьбы и внуков от старшего сына Дмитрия.
Во имя любви к ближнему…
Дмитрий Федорович Крестьянкин, родной дед будущего старца Иоанна, 8 ноября 1861 года венчался в Смоленском храме с орловской купеческой девицей Анной Петровной Немытовой. 15 октября 1862 года (эта и другие даты даны по старому стилю) у молодых родился первенец – сын Михаил, отец Иоанна Крестьянкина. Крестным младенца стал родной дядя матери – Василий Петрович Немытов (хотя и записан он не купцом, а мещанином), а крестной матерью выступила жена купца Мещерина – Мария Ивановна.
Вплоть до конца 60-х годов XIX века все Крестьянкины были прихожанами Смоленской (Богородицы Одигитрии Смоленской) церкви, но в 90-е годы они оказались в приходе Ильинского (Николо-Песковского) храма.
Именно в нем пошли под венец 10 января 1894 года орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин (30 лет) и дочь государственного крестьянина деревни Монастырской Сухой Орлицы Евдокия Васильевна Сорокина (17 лет). Это был первый брак отца будущего старца Иоанна, и судьба этого брака оказалась очень печальна. 7 декабря 1894 года молодая мама Евдокия Крестьянкина родила сына Александра, а спустя 10 дней, так и не оправившись от последствий тяжелых родов, скончалась. Младенец Александр умер «от слабости» через шесть месяцев, 11 июня 1895 года.
Вторично Михаил Крестьянкин венчался в той же Ильинской церкви 18 сентября 1895 года. Ему на тот момент почти исполнилось 33 года (без одного месяца), а избраннице, дочери отставного рядового из мещан города Орла, девице Елисавете Иларионовне Кошеверовой, было 20. Одним из поручителей жениха выступил его родной дядя по матери, купец Дмитрий Петрович Немытов, а у невесты поручителями стали ее дядя и двоюродный брат по матери – Николай Иларионович и Павел Ильич Кошеверовы.
С первого года семейной жизни стало казаться, что судьба немилосердна к молодым супругам, и продолжаются испытания Михаила Крестьянкина. 24 июля 1896 года родилась у Крестьянкиных дочь Серафима, но уже 30 октября того же года скончалась «от слабости». 7 июля 1897 года родилась вторая дочь, Мария, но и она умерла еще быстрее, в пять недель. И только с рождением сына Александра, 28 августа 1898 года, солнышко, казалось, засияло над любящими родителями, ждавшими полного семейного счастья после долгих испытаний.
Следом появились Константин (15 мая 1900), Татьяна (12 января 1903), Павел (27 июня 1906), Сергей (25 июня 1908). Последним по счету, восьмым ребенком в семье Крестьянкиных, стал человек, которому и посвящен этот очерк, – Иоанн. Он появился на свет 29 марта 1910 года по старому стилю. Наверное, одним из интересных и благодатных обстоятельств при рождении всех детей в семье Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны было то, что крестили младенцев (становились восприемниками, как говорили тогда) только любившие их близкие родственники. Родная тетя детей (по матери) – Параскева Иларионовна Овчинникова – стала крестной матерью не только самому младшему, Иоанну, но и остальным семи его братьям и сестрам. А крестным отцом у большинства детей стал их дядя, родной брат отца, Иван Дмитриевич Крестьянкин.
Его имя получил и будущий старец. В любви рождались дети в семье Крестьянкиных, и эту божественную любовь всю свою долгую жизнь передавал людям знаменитый старец…